☝️ «Сократический диалог» в общении с ребенком
Однажды на очередное занятие нашего клуба пришел мужчина средних лет. Костя (так он представился) поставил на обсуждение следующую проблему.
На днях у его 12-летнего сына Семена в школе было родительское собрание. Туда сходила его бывшая жена и вернулась крайне недовольной. Позвонила Косте и рассказала, что в течение двух последних недель их сын получил три двойки за невыполнение домашних заданий.
По словам Кости, ему надо было как-то реагировать на возникшую ситуацию. Он сообщил, что понимает, что должен поговорить с сыном, но сделать он это хочет не так, как обычно, не так, как привык. Он желал сделать это по-новому, поговорить с сыном правильно. Правильно с точки зрения воспитания. Поговорить так, чтобы это максимально способствовало бы росту и развитию сына.
В ходе занятия мы разобрали эту ситуацию и выработали новую для Кости стратегию общения с сыном. Он сразу принял идею, что самым оптимальным в его предстоящем разговоре с сыном будет использование «Сократического диалога» — приема, когда партнеру по общению задается такой вопрос, на который тот может ответить только так, как это нам и нужно.
Также Костя понял, что ключевым моментом для него будет выдержать общение с сыном по линии «взрослый — взрослый». Важно будет не поддаться соблазну «залезть» на привычную позицию «Родителя» и не начать читать морали сыну. Выяснив главные «убойные» аргументы и «козыри» Кости в предстоящем разговоре, на том и порешили.
Ниже привожу отчет Кости «о проделанной работе»:
«На следующий день после занятия в клубе «КРОСС» я позвонил Семену, и у нас с ним состоялся следующий разговор:
— Семен, скажи, ты для кого учишься? Для меня или для себя?
— Для себя, — немного растерянно ответил он.
— Скажи, я требую от тебя, чтобы ты учился на «отлично»?
— Нет.
— А чтобы учился без троек?
— Тоже не требуешь, — вновь дал нужный мне ответ сын.
— Мне тут мама сообщила, что ты за месяц получил несколько двоек. Это так?
— Да, — виновато подтвердил сын.
— Как ты думаешь, мне надо, чтобы вот так мама звонила мне и жаловалась, что у тебя появились двойки и что ты не делаешь домашние задания?
— Нет, не надо, — услышал очередной «запрограммированный» ответ сына.
— У меня просьба: сделай, пожалуйста, так, чтобы меня не дергали и не отвлекали от моих дел, жалуясь по поводу твоей учебы. Ведь когда ты получаешь двойки, ты тем самым создаешь мне ненужные проблемы.
На это сын «ответил» повисшим в трубке молчанием.
— Семен, вот ты говоришь, что учишься для себя, — продолжал спокойно я. — А скажи, я для кого работаю: для тебя или для себя?
— Ты тоже для себя, — тихим голосом ответил он.
— Скажи, пожалуйста, а было такое когда-нибудь, чтобы тебе звонили с моей работы и жаловались по поводу того, что я плохо работаю?
— Нет, — после некоторой паузы ответил сын.
— А может быть, было такое, что мой начальник с работы звонил тебе и просил тебя поговорить со мной? Просил, чтобы ты воздействовал как-то на меня, а то, мол, я не выполняю как следует свои рабочие обязанности?
На этот мой вопрос ответ пришел после еще чуть более продолжительной паузы:
— Нет, папа, такого не было…
— Сынок, ну и я прошу тебя о том же самом: сделай так, чтобы меня и маму не беспокоили твои учителя. Я даже не буду говорить, что для этого тебе нужно просто получать положительные оценки — ведь ты сам это прекрасно знаешь.
На этом наш разговор закончился».
А немного позже Костя рассказал, что спустя месяц сын позвонил ему и с радостью сообщил: «Папа, я закончил четверть с тремя «четверками», остальные «пятерки!»